Приложение
К приказу директора ГКП на ПХВ «Аксуская центральная районная больница» ГУ «Управление здравоохранения области Жетісу» от 28 октября 2025 года № 163-П
Антикоррупционный стандарт
ГКП на ПХВ «Аксуская центральная районная больница» государственного учреждения «Управление здравоохранения области Жетісу»
1. Общие положения
- Настоящий антикоррупционный стандарт (далее – Стандарт) ГКП на ПХВ «Аксуская центральная районная больница» государственного учреждения «Управление здравоохранения области Жетісу» (далее – Предприятие) разработан в соответствии со статьей 10 Закона Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года «О противодействии коррупции», Методическими рекомендациями по формированию антикоррупционных стандартов, утвержденными приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции от 31.12.2024 года № 285, а также Политикой противодействия коррупции в Предприятии и представляет собой систему запретов, ограничений и дозволений в деятельности Предприятия, в том числе в сферах наиболее рискосодержащих в коррупционном отношении.
- Целью Стандарта является недопущение коррупционных проявлений, повышение правовой грамотности и нулевой терпимости к проявлениям коррупции в деятельности Предприятия.
- Задачами Стандарта являются:
- формирование устойчивого антикоррупционного поведения и повышение ответственности сотрудников Предприятия при осуществлении функциональных обязанностей;
- своевременное выявление коррупционных проявлений и предотвращение их негативных последствий;
- повышение эффективности и прозрачности деятельности Предприятия, в том числе в сферах наиболее рискосодержащих в коррупционном отношении.
 
- Принципами Стандарта являются:
- законность;
- приоритет защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
- гласность и прозрачность;
- взаимодействия государства и гражданского общества;
- системного и комплексного использования мер противодействия коррупции;
- приоритетное применения мер предупреждения коррупции;
- защита и поощрение лиц, оказывающих содействие в противодействии коррупции;
- неотвратимость наказания за совершение коррупционных правонарушений.
 
- Стандарт определяет действия и решения сотрудников Предприятия, направленные на неукоснительное соблюдение установленных правил и предотвращение коррупционных проявлений в деятельности Предприятия.
- Запреты, ограничения и дозволения настоящего стандарта распространяются при:
- осуществлении функций, предусмотренных Уставной деятельностью Предприятия;
- реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц;
- исполнении должностных обязанностей, сотрудниками Предприятия.
 
- Стандарт обязателен для исполнения всеми сотрудниками Предприятия.
- Контроль за соблюдением требований Стандарта возлагается на руководителей структурных подразделений Предприятия.
- За неисполнение, либо не надлежащее исполнение требований Стандарта персональную ответственность несет каждый сотрудник Предприятия.
- Дисциплинарная или материальная ответственность за неисполнение либо не надлежащее исполнение требований Стандарта устанавливается решением руководителя Предприятия.
- Информация о соблюдении (несоблюдении) Стандарта используется при аттестации и оценке эффективности работы сотрудников Предприятия.
2. Стандарты поведения (действий), обязательные для исполнения работниками Предприятия при исполнении ими должностных обязанностей. Конфликт интересов.
12. В своей деятельности работники Предприятия при выполнении возложенных на них должностных обязанностей обязаны:
- соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, Устав и внутренние нормативные акты Предприятия;
- исполнять должностные обязанности честно, добросовестно и беспристрастно;
- не руководствоваться личными и корыстными интересами при исполнении трудовых обязанностей;
- не распространять сведения, не соответствующие действительности, не использовать служебную и иную информацию, не подлежащую официальному распространению, в целях получения или извлечения имущественных и неимущественных благ и преимуществ;
- не допускать совершения проступков и иных правонарушений, за которые законом предусмотрена дисциплинарная, административная либо уголовная ответственность;
- не допускать незаконное вмешательство в деятельность других организаций, государственных органов и субъектов предпринимательства;
2.1. Предотвращение конфликта интересов в Предприятии.
13. Необходимость предотвращения конфликта интересов Конфликт интересов может привести к принятию необоснованных решений, вовлечению частных интересов в процесс государственного управления, а также совершению коррупционных преступлений. В связи с чем, превенция конфликта интересов играет ключевую роль в повышении добропорядочности и противодействии коррупции.
14. В целях предотвращения конфликта интересов Законы Республики Казахстан «О противодействии коррупции» и «О государственной службе Республики Казахстан» предусматривают ряд требований для лиц, занимающих ответственную государственную должность, уполномоченными на выполнение государственных функций, лиц, приравненных к ним, и должностных лиц. Запрещается следующее:
- осуществлять деятельность, не совместимую с выполнением государственных функций;
- занимать государственную должность, находящуюся в непосредственной подчиненности должности, занимаемой его близкими родственниками (родителями (родителем), детьми, усыновителями (удочерителями), усыновленными (удочеренными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками), супругом (супругой) и (или) свойственниками (полнородными и неполнородными братьями и сестрами, родителями и детьми супруга (супруги), а также иметь в непосредственном подчинении близких родственников, супруга (супругу) и (или) свойственников;
- занимать должности со своими близкими родственниками, супругом (супругой) и (или) свойственниками в одном органе управления (наблюдательном совете, исполнительном органе) субъекта квазигосударственного сектора;
- использовать служебную и иную информацию, не подлежащую официальному распространению, в целях получения или извлечения имущественных и неимущественных благ и преимуществ;
- принимать материальное вознаграждение, подарки или услуги за действия (бездействие) в пользу лиц, их предоставивших;
- открывать и владеть счетами (вкладами) в иностранных банках, расположенных за пределами Республики Казахстан, хранить наличные деньги и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами Республики Казахстан;
- быть депутатом представительного органа;
- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
- заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе участвовать в управлении коммерческой организацией независимо от ее организационно-правовой формы, если непосредственное участие в управлении коммерческой организацией не входит в его должностные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
- быть представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на службе, либо непосредственно ему подчиненном или подконтрольном;
- использовать в неслужебных целях средства материальнотехнического, финансового и информационного обеспечения его служебной деятельности, другое государственное имущество и служебную информацию;
- участвовать в действиях, препятствующих нормальному функционированию государственных органов и выполнению должностных обязанностей, включая забастовки и несанкционированные митинги;
- в связи с исполнением должностных полномочий пользоваться в личных целях услугами граждан и юридических лиц;
- участвовать в азартных играх и (или) пари в игорных заведениях, которые подпадают под определение, предусмотренное Законом Республики Казахстан «Об игорном бизнесе», а равно участию в азартных играх и (или) пари в неотведенных для этого местах или в азартных играх и (или) пари, проводимых посредством использования сетей телекоммуникаций, в том числе сети Интернет;
- участвовать в разработке, обсуждении или принятии решений либо иным способом оказывать воздействие на решения, вызывающие конфликт интересов;
- осуществлять должностные обязанности, если имеется конфликт интересов;
- использовать свое служебное положение в личных интересах;
- использовать преимущества ранее занимаемой должности в личных интересах.
15. В свою очередь, работникам организаций квазигосударственного сектора (не относящихся к лицам, занимающим ответственную государственную должность, уполномоченным на выполнение государственных функций, лицам, приравненным к ним, и должностным лицам) для предупреждения конфликта интересов также рекомендуется:
- не допускать совместную службу (работу) близких родственников, супругов и свойственников;
- не использовать служебную и иную информацию, не подлежащую официальному распространению, в целях получения или извлечения имущественных и неимущественных благ и преимуществ;
- не принимать материальное вознаграждение, подарки или услуги за действия (бездействие) в пользу лиц, их предоставивших.
3. Стандарт поведения (действия) при подготовке и принятии управленческих и иных решений (запреты, ограничения и дозволения)
16. Не использовать служебное положение при осуществлении должностных обязанностей с целью извлечения выгоды для себя или третьих лиц.
17. Не руководствоваться личными и корыстными интересами при исполнении должностных обязанностей.
18. Воздерживаться от представления или лоббирования интересов третьих лиц, а равно совершения действий от их имени.
19. Не склонять и не поощрять других лиц на совершение коррупционных правонарушений.
20. Воздерживаться от обращения к коллегам и руководителям с неправомерными просьбами, нарушающими установленный порядок взаимоотношений, которые могут оказать влияние на принятие ими беспристрастного служебного решения.
21. Не использовать служебную (конфиденциальную) и иную информацию, не подлежащую официальному распространению, в целях получения или извлечения имущественных и неимущественных благ и преимуществ.
22. Не дарить коллегам, руководителям и иным должностным лицам подарки и не оказывать неслужебные услуги для получения с использованием должностных полномочий имущественной выгоды, блага либо преимущества.
23. В связи с исполнением должностных полномочий не принимать подарки. Своими действиями и поведением не давать повода для критики со стороны общества, не допускать преследования за критику, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей деятельности.
24. Не распространять сведения, не соответствующие действительности.
25. Не допускать конфликта интересов, при их возникновении принять меры по их устранению в соответствии с законодательством.
26. Отказываться от назначения на должность, если она связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью лиц, состоящих в близких родственных отношениях (родители, супруги, братья, сестры, дети).
27. Не допускать совершения проступков и иных правонарушений, за которые законом предусмотрена дисциплинарная, административная либо уголовная ответственность.
28. Проявлять активность в противодействии коррупции, раскрытии коррупционных правонарушений.
29. Докладывать непосредственному руководителю о возникновении конфликта интересов, личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, о склонении к коррупционному поведению и получению подарков или совершению коррупционного правонарушения.
30. Незамедлительно в письменной форме сообщать вышестоящему руководителю о сомнениях в правомерности полученного от непосредственного руководителя распоряжения.
31. Обращаться к вышестоящему руководству, если непосредственный руководитель сам вовлечен в конфликт интересов.
32. При выполнении своих должностных обязанностей соблюдать деловой этикет и установленные правила официального поведения.
33. Поддерживать и требовать от коллег соблюдения высокой правовой и антикоррупционной культуры.
34. На постоянной основе принимать меры по устранению причин и условий возможного возникновения конфликта интересов, коррупционных правонарушений и их последствий.
35. Организовывать индивидуальные консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных процедур.
36. Проводить круглые столы, семинары и другие мероприятия с участием представителей антикоррупционных ведомств и организаций.
37. Информировать работников, клиентов о наличии телефона доверия и электронного почтового ящика, в рамках функционирования системы конфиденциального информирования, для приема информации по нарушениям антикоррупционного законодательства Республики Казахстан.
38. Способствовать укреплению единства в коллективе, уважительно относиться к государственному языку, наравне с официально употребляющимся русским и другим языкам народа Казахстана.
39. Обеспечивать прозрачность принятия решений, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц.
4. Стандарт поведения (действий) работников Предприятия при осуществлении государственных закупок. Предупреждение коррупции в сфере государственных закупок.
40. Важность предупреждения коррупции в сфере закупок, исходит из положений в том числе, предусмотренных статьей 9 Конвенции ООН против коррупции, которая призывает к созданию систем государственных закупок, основанных на принципах прозрачности, конкуренции и объективных критериев при принятии решений. Снижение уровня коррупции в сфере государственных закупок приводит к ощутимым результатам в виде значительной экономии государственных средств.
41. Стандарт при осуществлении государственных закупок определяет следующие нормы поведения работников Предприятия:
- соблюдать законодательство Республики Казахстан о государственных закупках;
- рационально и эффективно расходовать денежные средства, выделенные для государственных закупок;
- предоставлять потенциальным поставщикам равные возможности для участия в процедуре проведения государственных закупок, кроме случаев, предусмотренных законом;
- способствовать формированию добросовестной конкуренции между участниками;
- соблюдать открытость и прозрачность процесса государственных закупок; 6) не использовать служебное положение в личных интересах или в интересах третьих лиц;
- не допускать участие в закупках физических лиц и организаций, с которыми имеются аффилированные связи;
- не разглашать информацию, связанную с содержанием заявок, до подведения итогов;
- исключать специальное установление технических требований, дающих преимущества определенным поставщикам;
- не устанавливать дополнительные требования, не предусмотренные законами Республики Казахстан.
42. Основными факторами, способствующими снижению коррупции в сфере государственных закупок, являются постоянное повышение профессионализма работников, занимающихся закупками, стандартизация закупок, внедрение электронных систем закупок, и прозрачности государственных закупок, вовлечение общественного контроля за процессом государственных закупок.
43. С учетом развития бизнеса, а также повышения добросовестной и прозрачной конкуренции, законодательство предусматривает следующие принципы процессов закупок (статья 5 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках»):
- оптимального и эффективного расходования денег, используемых для государственных закупок, в том числе путем обеспечения соотношения цены и качества закупаемых товаров, работ, услуг;
- предоставления потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в государственных закупках, кроме случаев, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О государственных закупках»;
- добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков;
- открытости и прозрачности процесса государственных закупок;
- оказания поддержки отечественным производителям товаров, а также отечественным поставщикам работ и услуг в той мере, в которой это не противоречит международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан;
- ответственности субъектов государственных закупок;
- недопущения коррупционных правонарушений, конфликта интересов;
- развития устойчивых государственных закупок.
5. Стандарт поведения (действий) работников Предприятия при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности
44. Стандарт при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности определяет следующие нормы поведения работников Предприятия:
- строго соблюдать требования трудового, административного, гражданского, налогового, бухгалтерского законодательства, а также внутренних нормативных документов Предприятия;
- не использовать в неслужебных целях средства материально технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию;
- не допускать ведение бухгалтерского учета, представление финансовой отчетности, осуществляемых в целях совершения коррупционных правонарушений, в том числе создание неофициальной отчетности;
- не допускать проведение неучтенных или неправильно зарегистрированных операций;
- не допускать ведение учета несуществующих расходов;
- не допускать использование поддельных документов;
- не допускать намеренное уничтожение бухгалтерской документации ранее сроков, предусмотренных законом;
- обеспечивать сохранность, рационально, эффективно в служебных целях использовать имущество Предприятия.
6. Стандарт в сфере принятия управленческих решений, обязательный для руководителей
45. Руководители всех уровней организационной структуры Предприятия обязаны:
- соблюдать все нормы действующего законодательства Республики Казахстан и внутренних нормативных документов Предприятия;
- принимать меры по предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных проявлений;
- конкретно и четко определять задачи и объем служебных полномочий подчиненных работников;
- не допускать неравномерного распределения трудовой нагрузки между работниками, находящимися в подчинении;
- проявлять справедливость и объективность при оценке результатов их деятельности, а также применении мер поощрения и взысканий;
- не отдавать явно невыполнимых распоряжений или выходящих за рамки их должностных обязанностей, а также противоречащих законодательству;
- не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность подчиненных при решении вопросов внеслужебного характера; 8) не принуждать подчиненных к совершению коррупционных правонарушений;
- не допускать и пресекать факты нарушения норм антикоррупционного законодательства со стороны подчиненных и других должностных лиц;
- своевременно принимать исчерпывающие меры по урегулированию и предотвращению конфликта интересов.
7. Стандарт поведения (действий) при осуществлении платной деятельности, предусмотренной Уставом Предприятия
46. Не допускать факты волокиты при рассмотрении заявлений на оказание услуг.
47. Не требовать и не запрашивать предоставления дополнительных документов, не обязательных для оказания услуг.
48. Незамедлительно докладывать руководству о ставших известными фактах коррупции, а также о склонении к получению какой-либо выгоды за ускоренное рассмотрение материалов либо волокиты.
49. Воздерживаться от оказания содействия кому-либо в осуществлении предпринимательской и иной деятельности, связанной с извлечением личных доходов.
8. Картирование коррупционных рисков
50. Картирование коррупционных рисков (далее — картирование) – это важный элемент любой антикоррупционной программы, позволяющий наглядно продемонстрировать причины коррупционных рисков и определить меры по их предупреждению и устранению, а также выявить вызовы, требующие внимания первого руководителя.
51. Картирование используется для формирования картограмм коррупции, которые ведутся центральными государственными и местными исполнительными органами, а также субъектами квазигосударственного сектора в рамках исполнения подпункта 2 пункта 35 Плана действий по реализации Концепции антикоррупционной политики.
52. Картограмма коррупции разрабатывается с целью систематизации сведений, сигнализирующих о возможных коррупционных проявлениях и последующей выработки превентивных мер. Картограммы коррупции содержат коррупционные риски с их ранжированием, перечень должностей, подверженных коррупционным рискам, а также включает анализ публикаций в СМИ, жалоб, обращений и другую информацию о коррупционных предпосылках в Прелприятии.
Картограмма коррупции размещается на сайте Предприятия.
9. Заключительные положения
53. Исполнение требований и норм Стандарта является обязательной мерой противодействия коррупции для всех работников Предприятия.
54. Контроль за соблюдением требований Стандарта возлагается на комплаенс офицера, руководителей структурных подразделений Предприятия.
55. За неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Стандарта работники Предприятия несут дисциплинарную и иную ответственность в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.
